1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов становления психики, которое проявляется недостаточным общим запасом знаний, незрелостью мышления, ограниченностью представлений об окружающем мире, неспособностью заниматься интеллектуальной деятельностью. Обычно такая патология развивается у детей раннего возраста и обнаруживается еще до поступления в школу.

Цель этой статьи – описание основных причин, симптомов, методов лечения ЗПР. Термин широко используется в психолого-педагогической литературе, но не является медицинским диагнозом. Скорее понятие «ЗПР» обозначает темповые характеристики развития ребенка без учета этиологии, патогенеза имеющихся проблем.

Классификация ЗПР

Широкое распространение получила классификация ЗПР, предложенная К. С. Лебединской. В зависимости от происхождения медики выделяют 4 основных вида задержки психического развития:

  • конституциональная;
  • соматогенная;
  • психогенная;
  • церебрально-органическая.

Задержка психического развития конституционального характера проявляется психическим/психофизическим инфантилизмом. Пациентам с данным вариантом патологии свойственен инфантильный («детский») тип телосложения. Также характерны незрелость, своеобразие психики. Развитие детей с конституциональной ЗПР отстает от возрастных норм. Играя, он чувствует себя уверенно (может проявить инициативу). Процесс обучения неинтересен.

Пациенты с соматогенной задержкой психического развития страдают тяжелым хроническим соматическим заболеванием. У них наблюдается физическая, психическая астения (истощение).

При психогенной задержке психического развития у детей возникающие нарушения связаны с неблагоприятными условиями воспитания. Чем раньше и длительнее на ребенка действует психотравмирующий фактор, тем более выраженными и стойкими будут отклонения нервно-психической сферы.

Наиболее сложная специфическая форма патологии – задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Она обусловлена органическим поражением головного мозга, часто связана с неврологической симптоматикой. Этот вид ЗПР делится на 2 группы:

  • органический инфантилизм (проявляется незрелостью эмоционально-волевой сферы);
  • когнитивные (познавательные) расстройства.

Нарушения развития либо эмоциональной, либо когнитивной сферы при церебрально-органическом типе ЗПР развиваются «снизу вверх». Так, при определенных условиях возникшие проблемы приводят к вторичному дефекту формирования, недоразвитию наиболее сложных психических процессов ЦНС.

В отличие от тяжелых форм слабоумия (олигофрении, идиотии), минимальная мозговая дисфункция характеризуется повреждением отдельных участков центральной нервной системы на более позднем этапе, когда уже сформированы многие мозговые системы.

Основные причины ЗПР

Причины возникновения ЗПР и пути выходы из проблемы:

Задержка психического развития у детей имеет следующие причины возникновения:

  • биологические:
    • патология беременности (инфекции, тяжелые интоксикации, гестоз, травмы);
    • внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • тяжелое течение родов (асфиксия, травмы);
    • инфекционные заболевания, интоксикации, операции, травмы;
    • генетическая предрасположенность;
    • эпилепсия;
    • тяжелые эндокринные патологии;
    • астенический синдром на фоне болезни почек, сердца;
    • нарушение слуха, зрения.
  • социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности (невозможность самостоятельно осуществлять основные компоненты повседневной жизни);
    • неблагоприятные условия воспитания;
    • психотравмирующие ситуации.

что может спровоцировать ЗПР

Факторы риска: что может спровоцировать ЗПР

Помимо психического инфантилизма, тяжелых хронических заболеваний, поражения головного мозга, задержку психического развития у детей часто вызывают проблемы воспитания.

ЗПР психогенного происхождения у ребенка возникает из-за:

  1. Недостаточной опеки, безнадзорности.
  2. Гиперопеки.
  3. Развития личности по невротическому типу.

Недостаточная опека –распространенная причина вторичной задержки психического развития у детей. У маленьких пациентов отсутствует стимуляция развития когнитивных функций, интеллектуальных интересов.

Следует отличать такую форму ЗПР от педагогической запущенности, которая вызвана пробелами образования (ограниченным дефицитом знаний). Она достаточно легко корректируется при благоприятной обучающей среде.

Гиперопека, или воспитание по модели «кумира семьи» также является фактором риска развития ЗПР. Родители потакают любым капризам ребенка, одновременно пытаясь оградить его от любых трудностей. Малыш лишается возможности самостоятельно делать выбор и преодолевать жизненные препятствия, очень зависим от матери или отца. Он не умеет соотносить свои желания с усилиями, которые нужно приложить для их достижения.

Невротический тип личности обычно формируются в семьях с очень строгими родителями, допускающими постоянную деспотичность, грубость по отношению к младшим членам семьи, ограничение их во многих правах или физическое насилие. У ребенка развивается психогенная ЗПР/эмоциональная незрелость личности, неврозы, навязчивые состояния.

Симптомы ЗПР

Заподозрить задержку психического развития у дошкольников можно по различным нарушениям психических функций и клиническим проявлениям. Их специфика представлена ниже.

ПараметрХарактеристика
ВниманиеПоверхностное, нестойкое. Быстро переключается под воздействием внешних стимулов.
ВосприятиеЗамедленное, иногда неточное. Ребенок с ЗПР не может сформировать целостный образ. Зрительная информация воспринимается лучше слуховой.
ПамятьПреобладает мозаичное запоминание информации. Низкий уровень мысленной активности при воспроизведении полученных сведений.
РечьСловарный запас ниже, чем у сверстников. Возможны нарушения артикуляции звуков, слуховой дифференциации, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития (ЗПРР).
МышлениеНарушено образное мышление, абстрактное или логическое – возможно только при помощи взрослого. Наблюдается невозможность сделать выводы, подытожить полученные сведения.

Патология отличается следующими признаками:

  • отставание когнитивного развития по сравнению со здоровыми сверстниками;
  • наличие трудностей при овладении навыками счета, чтения, письма;
  • гиперактивность, проблемное поведение;
  • нарушения мелкой моторики;
  • преобладание игровых мотивов над учебными;
  • отказ от соблюдения норм и правил (распорядка дня, школьной дисциплины и др.);
  • характерная незрелость эмоционально-волевой сферы – ребенку сложно заставить себя выполнить какие-либо действия;
  • повышенная возбудимость;
  • низкая работоспособность;
  • неустойчивость психики;
  • эмоциональная лабильность, перепады настроения.

симптомы ЗПР

В большинстве случаев малыши с подобным нарушением развиты не по возрасту, несамостоятельны, внушаемы, эмоционально неустойчивы. Они тревожны, часто пребывают в состоянии аффекта, могут проявлять агрессию в отношении окружающих. Наиболее часто у таких детей занижена самооценка, они не уверены в себе и испытывают трудности в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте, при поступлении в первый класс, симптомы ЗПР становятся еще заметнее. Ребенок крайне несамостоятелен, не может сам поесть, умыться, одеться, обуться. На уроках он не проявляет интереса к занятиям, с трудом запоминает учебный материал. Нередко он замкнут, не хочет общаться с одноклассниками и учителями, испытывает сложности в выполнении домашних заданий по предметам.

Особенности диагностики ЗПР

Хотя некоторые признаки задержки психического развития могут наблюдаться еще у детей грудного возраста, установлена эта патология может быть только в старшем дошкольном возрасте специальной психолого-медико-педагогической комиссией. Она состоит из нескольких специалистов: психолога, дефектолога, логопеда, педиатра, невропатолога, психиатра.

В ходе тщательного обследования ребенка с подозрением на ЗПР проводится:

  • сбор жалоб, анамнеза;
  • анализ условий жизни;
  • беседа с дошкольником, исследование интеллекта, умственных способностей, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств;
  • диагностическое обследование речи, оценка предречевого, речевого развития;
  • нейропсихологическое тестирование (различные виды);
  • неврологический осмотр;
  • ЭЭГ;
  • по показаниям – КТ/МРТ головного мозга;
  • консультация узких специалистов.

После обследования, на основании полученных результатов члены комиссии устанавливают задержанное психическое развитие, а также дают конкретные рекомендации по воспитанию и обучению маленького пациента.

На практике дифференциальный диагноз ЗПР у ребенка проводится с умственной отсталостью. В отличие от последней, при задержке психического развития у детей наблюдаются мозаичные, а не тотальные нарушения. Еще один важный критерий ЗПР – дети способны усваивать принцип решения поставленной интеллектуальной задачи и использовать этот опыт в дальнейшем.

Обратите внимание! Также следует отличать ЗРР от аутизма и РАС (включая аутистические черты поведения).

Течение заболевания

Симптомы задержки психического развития у детей разнообразны, поэтому всегда необходима их комплексная оценка. Ниже представлены лишь некоторые признаки, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к врачу.

Возраст ребенкаПризнаки ЗПРР
4 месяцаНе реагирует на слова, мимику, жесты родителей. Не улыбается.
8-9 месяцевНе лепечет. Встречаются проблемы сенсорной системы.
1 годРебенок тихий, тревожный. Почти не издает звуков, не выражает эмоций.
1,5 годаНе говорит простые слова («мама», «дай»). Не выполняет простых заданий. Отсутствует понимание обращенной речи.
2 годаЗнает, активно использует очень ограниченный набор слов (наблюдается практически полное отсутствие словарного запаса). Не может повторить сказанное взрослым.
2,5 годаИспользует не более 20 слов, не умеет составлять фразы из 2-3 слов. Не знает названий предметов, частей тела.
3 годаНе может самостоятельно составить предложение. Говорит слишком быстро, «проглатывая» слова. Умственная деятельность ребенка не соответствует возрастным нормам.
4 годаСвязно не разговаривает, не различает понятия. Наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, плохая слуховая, зрительная и другие виды памяти. Нет мотивации к учебе. Усвоение нового материала происходит неполностью. Обучение при задержке психического развития не дает желаемых результатов.

Почему ЗПР опасна

Особенности детей с задержкой психического развития, если оно вовремя не скорректировано, обязательно отразятся на личностном развитии в дальнейшем. Ребенок с ЗПР постепенно отдаляется от нормально развивающихся сверстников, замыкается в себе. Во взрослом возрасте это рождает чувство собственной неполноценности, приводит к проблемам в выборе профессии, отношениях с противоположным полом.

Возможные осложнения при ЗПР

Осложнить течение задержки психического развития могут следующие состояния:

  • сложные психические расстройства;
  • нехватка знаний, умений;
  • значительное нарушение простейших навыков самообслуживания;
  • проблемы с социальной адаптацией, серьезные затруднения при общении с людьми;
  • сопутствующая задержка речевого развития.

Методы лечения ЗПР

План лечения ребенка с ЗПР всегда составляется индивидуально, с учетом клинических особенностей и степени выраженности патологии. Основные принципы успешной работы с такими детьми включают:

  • исправление и/или коррекцию неврологических проблем;
  • обучение дошкольников и школьников по индивидуально разработанному плану: большинство пациентов могут обучаться в обычных учреждениях по общеобразовательной программе, некоторым рекомендовано посещать специальные коррекционные заведения;
  • обязательное участие в воспитании и обучении родителей;
  • благоприятный психологический климат в семье, постоянная любовь, внимание и забота близких;
  • коррекционную работу с психологом, логопедом и другими специалистами;
  • по показаниям – прием медикаментов.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты при лечении ЗПР у ребенка требуются редко. Определяет показания для их приема врач невролог. Главная цель медикаментозной терапии – восстановление нарушенных функций ЦНС. В стандартных схемах лечения применяются:

  • ноотропы (Ноотропил, Кортексин, Пирацетам);
  • витаминно-минеральные комплексы.

Коррекционно-педагогическая работа

Занятия с профессиональным дефектологом, психологом и логопедом дают отличные результаты. Если лечение начато своевременно, у 8 из 10 малышей с ЗПР этот диагноз снимается уже к первому классу школы. Коррекция направлена на развитие логического мышления и причинно-следственных связей, формирование правильной речи.

Микротоковая рефлексотерапия

При использовании микротоковой рефлексотерапии слабые электрические сигналы подаются на различные биологически активные точки. Авторы методики говорят о быстром восстановлении собственной нормальной работы головного мозга и обещают хорошие результаты.

Рецепты народной медицины

В целом нетрадиционная медицина при лечении задержки психического развития у детей играет лишь вспомогательную роль. Используется точечный массаж, природные адаптогены (настойка элеутерококка, корней аралии, женьшеня), травяные сборы.

Особенности питания при ЗПР

Составляя ежедневное меню для ребенка с ЗПР, важно учитывать следующие особенности:

  1. Для правильного развития ЦНС важно достаточное содержание в организме магния. В рационе малыша должны присутствовать кунжут, семеня подсолнечника, орехи, отруби.
  2. Питание не должно провоцировать гиперактивность и гипервозбудимость у ребенка. Следует отказаться от крепкого чая и кофе, газированных напитков и продуктов, содержащих большое количество красителей, ароматизаторов, консервантов.
  3. Активное участие в работе нервной системы принимают лецитин и холин. Эти вещества в большом количестве содержатся в яйцах, печени, молочных продуктах.
  4. Не менее важно значение имеют и витамины группы В. Они входят в состав хлеба грубого помола, шпината, зелени, яиц.
Продукты для мозга и памяти
Продукты для мозга и памяти

Еще одно важно правило – соблюдение режима питания. Важно есть в одно и то же время и по возможности не пропускать приемы пищи.

Профилактика ЗПР

Чтобы снизить риск развития у ребенка ЗПР, достаточно соблюдать несколько несложных правил:

  1. Планировать беременность и создать благоприятные условия для ее течения.
  2. Создать дружественную обстановку в семье.
  3. Тщательно следить за состоянием ребенка с первых дней жизни и регулярно проходить медицинские осмотры.
  4. Своевременно диагностировать и лечить любые заболевания.
  5. Уделять время развивающим занятиям малыша с раннего возраста.
  6. Помнить о важности телесно-эмоционального контакта, часто обнимать, целовать и хвалить ребенка.

Рекомендации врачей

Ускорить процесс правильного развития психических функций и помочь малышу могут:

  • общий и лечебный массаж;
  • занятия творчеством (рисование, лепка);
  • занятие с грамотным педагогом;
  • дельфино- и иппотерапия (лошади и дельфины помогают нормализовать психическое состояние и избавиться от стресса);
  • прогулки на свежем возрасте;
  • санаторно-курортное лечение.

Большую роль в выздоровлении играет не только психологическая коррекция, но и благоприятный климат в семье, отсутствие ссор. Важно как можно больше общаться с ребенком, чаще хвалить и не критиковать, даже если ему сложно выполнить элементарные действия.

Что еще нужно знать родителям

Заниматься с ребенком, страдающим ЗПР, важно самим родителям. Если семья игнорирует проблемы малыша, результат лечения даже с самым высококлассным дефектологом будет невысоким. Принесут пользу при задержке психического развития у детей:

  • Монтессори-педагогика;
  • Занятия по методике «Кубики Зайцева»;
  • Лего-терапия;
  • Сенд-терапия (игры с песком);
  • Игровая терапия;
  • Сказкотерапия.

Система Монтессори, опубликованная в начале ХХ века, была предложена педагогом по имени Мария Монтессори. Она основана на идее свободного воспитания, особое внимание уделяется сенсорному развитию (развитию органов чувств) с помощью специальных дидактических пособий.

В основе этой методике лежат следующие принципы:

  • Самостоятельность ребенка;
  • Полная свобода в границах, установленных взрослым;
  • Естественное физическое, психологическое и эмоциональное развитие.

Занятия с кубиками Зайцева направлены на обучение чтению. Особенно хорошо занятия даются детям с ЗПРР и аутизмом. В основе методики лежит теория о том, что традиционный процесс обучения (складываем буквы в слоги, а затем в слова) противоречит естественному речевому развитию. Поэтому в качестве «стартовой единицы» Зайцев предлагает использовать склады – сочетания нескольких букв, находящихся в созвучии.

Лего-терапия успешно проявила себя в коррекции состояния детей с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержанным психологическим развитием. Групповые игры с конструктором – увлекательное, полезное занятие, которое позволяет приобрести навыки:

  • Вербальной/невербальной коммуникации;
  • Совместного решения проблемы;
  • Распределения ролей, ответственности.

Песочная терапия – метод психотерапии, способ общения с миром и внутренним «я». Игры с песком воспитывают усидчивость, внимание, задействуют мелкую моторику.

Сказкотерапию (лечение сказками) как метод психологического воздействия успешно используют психологи, дефектологи. Этот вид арт-терапии способствует коррекции имеющихся проблем, развитию личности.

Какое лечение может навредить

В ряде авторских работ указано, что для обучения ребенка с ЗПР не подходит Вальдорфская педагогика. В ней учитель представляет авторитетного наставника, ученик — слушатель-исполнитель. При задержке психического развития дети инфантильны и несамостоятельны, поэтому такой подход может усугубить ситуацию.

Заключение

Главное для родителей особого малыша – никогда не опускать руки в борьбе за здоровье. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат лечения. Важно видеть в своем ребенке не только недостатки, но и сильные стороны, не критиковать за ошибки, уважительно относиться к нему, быть рядом и любить всем сердцем.

Андрей Вязченко

Автор: Андрей Вязченко

Являюсь кандидатом медицинский наук, доцентом кафедры факультетской терапии. Опубликовал десятки научных и методических работ, учебных пособий. Принимаю участие в освоение новых методов лечения в области терапии.

Задать вопрос: