1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

ошибки воспитания

Детство — этап становления личности, накладывающий сильнейший отпечаток на дальнейшую судьбу. Все родители мечтают о хорошо воспитанных детях, уважающих мнение взрослых. Их цель — вырастить достойных, успешных членов человеческого общества, которыми можно гордиться. При этом воспитание происходит бессистемно: никто не учит родителей быть родителями.

Иногда они не замечают, как совершают непоправимые ошибки в воспитании детей. Эти ошибки оставляют незаживающие следы в душах будущих взрослых всю оставшуюся жизнь. Немало благих намерений привели впоследствии к печальным последствиям: исковерканной психике, несчастливой судьбе, включая случаи летального исхода.

Папы, мамы часто делают ошибки в воспитании детей, иногда не задумываясь почему поступили таким образом. Руководствуются общепринятыми шаблонами, установками, копируя собственных мам, пап. Порой детское поведение вызывает непонимание, гнев, впоследствии взрослые начинают стыдиться собственных воспитательных поступков.

Разберем подробнее типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Угрозы

Агрессивный метод воспитания посредством угроз, запугиваний — типичная ошибка, пережиток прошлых эпох. Всевозможные угрозы: «отдадим дяде», «больше не будем любить» вызывают детский страх, панический ужас. Малыши испытывают шок, впадают в истерику, подростки испытывают психологический дискомфорт, поступают назло. Подобное состояние побуждает не исполнять желания воспитателей, наоборот, вызывает психологический паралич, состояние ступора. Если малыш неоднократно слышит пустые не исполняемые угрозы, скоро поймет: взрослые фальшивят.

ребенок и ремень

Важно: Неоправданные угрозы воспринимаются ложью. Воспитатель постепенно теряет доверие: малыш перестает верить высказываниям, мнению взрослых.

Обвинения

Помимо угроз родители любят воспитывать, вызывая чувство вины, повторяя: «Как тебе не стыдно». Это еще один неконструктивный метод, парализующий активность, убивающий инициативу, креативность. Подумайте: маленький детский промах разве создал глобальную проблему? Но чувство стыда, привитое воспитаннику, спровоцирует безынициативность, боязливость. Вменяемое чувство вины провоцирует излишнюю самокритичность, гиперответственность за собственные поступки. Обвинительные высказывания вызывают чувство никчемности, уныния, провоцируют апатичное состояние. Наиболее опасны фразы, оценивающие личность вместо поступков. Ошибка высказывать малышу: глупый, умный, гений. Правильно формулировать: «Я тебя люблю, но не одобряю твоих действий», «Мне нравится твое поведение». Иначе малыш вырастет не самодостаточным, мучающимся заниженной самооценкой, постоянно ища среди окружающих оценку собственной личности.

Безразличие

Часто детские воспитатели приучают самостоятельности с раннего возраста, поэтому дают ребенку свободу действий. Считают: необходимо заранее готовиться к взрослению: самостоятельно решать проблемы в школе, конфликты, выяснять отношения со сверстниками. Общение ограничивается пустыми дежурными вопросами. Такие холодные безразличные отношения приводят к ощущению нехватки родительской поддержки. Ребенок восполняет дефицит внимания различными способами, совершая неблаговидные поступки: конфликтные действия, хулиганство, драки, кражи. Цель такого поведения:

  1. Привлечь внимание;
  2. Спровоцировать бурную реакцию;
  3. Вызвать эмоциональную критику.

Показное безразличие пагубно воздействует на несформировавшуюся детскую личность, приводя к плачевным последствиям, разрушенной судьбе. Необходимо поддерживать дружеские отношения с малышом: чтобы он рассчитывал на понимание, поддержку близких.

Неровное отношение

Типичной ошибкой является отсутствие контроля собственного настроения, срыв эмоций на малыше. Проблемы на работе, сложности личных отношений. усталость — испытываемые переживания становятся причиной криков, злости, выплескиваемых на детей. Взрослые переживают резкую смену настроений:

  • внутренне замыкаются, равнодушны;
  • балуют, целуют, исполняют желания;
  • кричат, истерят, злятся;
  • дергают постоянно беспричинно.

Неровное отношение к ребенку

Воспитанник из-за перепадов родительского настроения теряется, перестает понимать границы дозволенного, Он не знает, чего ждать от папы, мамы дальше, понимая: настроение взрослых является решающим фактором. Ему нравится наблюдать мамину радость в результате достижений, огорчение из-за плохих поступков: чувствовать уверенность в непоколебимости жизненных ценностей. Когда папа, мама кричат, ощущая раздражение, гнев, малыш чувствует парализующий страх, беспомощность. Впоследствии он вырастет взрослым, не умеющим заботиться, утешать, успокаивать близких Единственная способность такой личности в тяжелых обстоятельствах — обвинения, запугивания. Папам, мамам рекомендуется контролировать эмоции вблизи воспитанника, перестать поддаваться собственному эгоизму. Туманность педагогического воспитания влияет по-разному: становление характера зависит от детской личности. Сообразительные учатся хитрить, врать, изворачиваться, отказываются слушать взрослых. Остальные испытывают недоумение, апатию, становятся нервными от полной неопределенности родительского поведения, непонятных эмоциональных взрывов.

Категорический запрет

Распространенная ошибка в воспитании детей — устанавливать жесткие требования, избегая объяснения причин. Данный метод напоминает дрессировку. Часто взрослые произносят суровую фразу: «Делай как велят: я главная, вопрос не обсуждается». Неважен возраст отпрыска. Требуется полное послушание, подчинение, поблажки исключены, иначе обнаглеет.

Категорический запрет для детей

Принцип беспрекословного подчинения замечательно работает с животными. Но человеческое существо отличается от животных, обладая сознанием. Поэтому суровое воспитание, построенное по непонятным правилам, вызывает психологическое отторжение. Послушность будет показушной: пока рядом взрослые — малыш подчиняется. Папа, мама отсутствуют — запреты легко нарушаются. Результат — родители воспитывают безнравственную личность. Гораздо реже малыши смиряются, приспосабливаясь к «авторитарным» условиям, сохраняя нравственность.

Важно: объясняйте воспитаннику цель запрета, последствия нарушения. Круг детских табу обязательно очерчивается, задача папы, мамы — подробно объяснять причины запретов.

Излишняя строгость

Метод носит название «ежовые рукавицы». За малейший проступок воспитанник получает строгие наказания, устраиваемые иногда беспричинно — с целью профилактики. Ребенок живет внутри строгих правил, напоминающих устав казарменного заведения. Любой проступок строго критикуется, требуется тотальное совершенство: во внешности, одежде, спортивных достижениях, учебе. Воспитание в условиях чрезмерной строгости не делает отпрыска лучше. Результат — постоянная детская ложь с целью избежать наказания: в самом начале маме, папе, далее близким, любимым. Достичь совершенства невозможно, поэтому малыш вырастет излишне критичным к собственной личности. Малейшая неудача воспримется катастрофой, вызовет злость, неудовлетворенность, вплоть до самоистязания, включая суицид.

Избегайте абсолютизма, стремления достичь совершенства: ежедневные требования должны присутствовать, но давайте некую свободу. Научите любить, принимать собственную личность.

Чрезмерная опека

Отдельные мамы чересчур опекают, душат любовью детей, оказывая «медвежью услугу». Для отдельного этапа развития характерна определенная степень самостоятельности. Первоклассник, например, вполне способен завязать шнурки ботинок, застегнуть куртку. Школьники постарше способны самостоятельно добираться в школу, обратно. Часто мама, торопясь, делает вместо детей различные действия. Завязывает шнурки, решает задачи домашних заданий. Некоторые разрешают случившиеся проблемы воспитанника, мгновенно спеша помочь, устанавливая тотальный контроль. Разрешают детские конфликты, причем воспитанник способен урегулировать ситуацию самостоятельно.

удерживание ребенка

Развитие детской самостоятельности

ЭтапыМетод действий
1Действует самостоятельно в привычных условиях, исключая напоминания: чистит зубы, делится игрушкой, убирает вещи, здоровается, прощается
2Использует знакомые методы в необычных обстоятельствах, похожих на повседневные ситуации
3Действует самостоятельно в новых ситуациях, усвоенное действие используется повсеместно

Ошибка воспитания: подопечный вырастет абсолютно безответственным, беспомощным, не способным самостоятельно решать жизненные уроки, задачи. Выполняя обязанности лучше, мамы, папы не облегчают детское существование. Они выращивают инфантильного «маминого сынка», «мамину дочку», привыкших разрешать жизненные проблемы, избегая прикладывания усилий. Необходимо развивать самостоятельность, поощрять инициативу. Нельзя помогать, словно спасатель- супергерой. Оставьте личное пространство, право принимать решения, дайте возможность самостоятельно разрешать трудные ситуации.

Излишнее баловство

Типичная ошибка состоятельных семей — тотальное безотказное удовлетворение детских желаний. Ему разрешено все. Детство слишком коротко, наследник не обязан нуждаться — считают родители. Мама, папа исполняют малейшую прихоть, избегая нравоучений, неудовлетворенности, способных причинить вред детской психике. Баловство — ошибочный метод воспитания. Наследник, не ограниченный в желаниях, вырастает полнейшим эгоистом, не знающим препятствий. Капризность, высокомерность, пренебрежение нуждами остальных — неполный список черт характера балованного карапуза. Взрослая личность отказывается принимать потери, избегает малейшей ответственности за собственные действия. Сломалась игрушка? Зачем беспокоиться — взрослые сразу купят замену. У подростка проблем с законом? Родители помогут: наказания не последует. Избалованные дети превращаются в безнравственных не уважающих окружающих личностей.

Наполеоновские планы

Папы, мамы перекладывают на собственных отпрысков нереализованные желания. Записывают во внешкольные секции, делают упор на спорт, музыку, танцы, живопись. Рисуют блестящее будущее, полагая, что не позволят упустить собственный шанс. Дополнительная причина — желание заполнить детское расписание полезными занятиями.

Желания воспитанника не учитываются. Мама. папа считают отпрыска слишком маленьким, не разбирающимся в собственных предпочтениях: в будущем поймет, оценит родительские старания. Радужные мечты часто разбиваются детским нежеланием заниматься выбранным направлением: дети редко ценят подобные усилия. Минимум чего добиваются родители — заниженной самооценки, недовольства способностями, выгорания. У наследника растет чувство протеста против неинтересных занятий. Недовольство проявляется агрессивным поведением, увлечением тяжелым роком, наркотиками, психологической дистанцией.

Совет: оставьте воспитанника, исключите перегрузку дополнительными занятиями. Выделите периоды личных детских занятий, игр. Узнайте детские предпочтения, впоследствии развивая выбранное направление.

Недостаток ласки

Дети любого возраста, включая подростков, нуждаются в ласке. Объятия, поцелуи позволяют чувствовать любовь родителей, дают уверенность в собственных силах, возможностях. Часто папы, мамы отвергают детские прикосновения, беспокоясь о формировании правильной сексуальной ориентации. Запрещают обниматься братьям, сестрам, перестают брать малыша за ручку, когда он становится школьником. Поцелуи, объятия считаются ненужной глупостью.

Давать мало ласки ребенку — ошибка. Он вырастет замкнутым, неуверенным, боящимся показывать чувства, считая подобные проявления слабостью.

Важно: обратная ошибка взрослых — принудительно заставлять малыша целовать, обнимать близких. Ласку навязывать нельзя, желание обнять, прикоснуться должно проявляться душевными порывами, идти изнутри.

Недостаток внимания

Большая ошибка — уделять мало времени общению, совместным детским занятиям. Родители занимаются повседневными обязанностями, решая первоочередные задачи: выполнение трудовых обязанностей, зарабатывание денег, разрешение бытовых проблем. День взрослых часто расписан поминутно. Забытый родителями, малыш остается один, ищет утешение среди сверстников, чужих людей.

Недостаток внимания ребенку

Потребности сына, дочери нельзя ставить последними в списке родительских дел. Желательно покрыть полностью сферы взаимодействия. Выберите момент почитать книгу, посмотреть фильм, посетить кафе, зоопарк. Интересуйтесь текущими детскими проблемами, школьными, детсадовскими событиями. Спрашивайте про заинтересовавшие происшествия, актуальные для детского восприятия вещи. Вместе играйте в:

  • футбол, баскетбол;
  • бадминтон;
  • шахматы, шашки;
  • лото, домино;
  • запуск воздушного змея;
  • прочие веселые игры: настольные, подвижные.

Старайтесь чаще отдыхать семьей, общаться. Иначе впоследствии папа, мама будут чужими далекими родственниками.

Денежный вопрос

Денежные награды для ребенка

Заменить любовь деньгами нельзя, но некоторые родители часто поступают подобным образом. Причина — чувство вины мамы, папы из-за прошлых финансовых проблем семьи, недостаточного внимания, уделяемого воспитаннику. Часто занятые родители пытаются «откупиться» дорогими покупками. Знаменитая фраза: «Любовь нельзя купить» правдива. Деньги, не заставляют чувствовать малыша счастливым. Гораздо важнее живое человеческое участие родителей в детской судьбе. Совместный досуг, сыгранная семьей совместная игра значат несравнимо больше толщины родительского кошелька.

Ребенок хочет чувствовать родительскую любовь, поддержку, осознавать ценность для близких. Ошибочная подмена понятий создает меркантильную, материалистичную личность.

Незаслуженные награды

Из наилучших побуждений воспитатели по-разному награждают подопечных. Например, оплачивают выполненное задание деньгами, покупкой подарков. Некоторые устанавливают своеобразные расценки заданий: выгулять собаку — несколько рублей, посетить стоматолога — покупка игрушки. Подобный воспитательский промах приводит к плачевным последствиям. В результате вырастает жадный расчетливый взрослый, не наученный бескорыстно заботиться. Постарев, родители, потерявшие финансовое обеспечение, рискуют остаться совершенно беспомощными: расчетливые наследники откажутся помогать без материальной мотивации. Разновидностью ошибки является несправедливое поощрение нескольких ребят одновременно, когда награда обязана достаться одной стороне. Будущий взрослый обязан четко воспринимать реальность: награду нужно заслужить. При этом существует обязанность бескорыстно помогать родителям, младшим, старшим членам семьи.

Принуждение делиться

Типичная ошибка — заставлять кроху делиться. До соответствующего возраста дети попросту не способны делиться вещами. Чувство собственничества приходит вместе с осознанием собственного «я». Если мама заставит карапуза отдать дорогую сердцу лопатку товарищу по играм взамен потерянной, она попросту потеряет детское уважение, доверие. Малыш начнет сомневаться в материнской любви. Помните: проблемы чужого ребенка пусть решает его мама. 2 вариант: несите 2-3 лопатки, чтобы урегулировать ситуацию. Уважительно относитесь к детским интересам: нельзя ломать психику малыша. Сегодня заставили отдать лопатку, завтра отдаст ее сам. Послезавтра вместо дешевой лопатки отдаст ценную дорогую вещь: мама велела раздавать вещи. Малыш потеряет чувство собственника. Важно научить уважительно относиться к собственности: ценить собственные вещи, не раздавать налево-направо, беречь. Помните: собственник не является жадиной. Также научите уважительно относиться, ценить чужую собственность.

Уроки без примера

Среди основных ошибок эта наиболее распространенная. Родители утверждают одно, делают противоположное. Мама заставляет убираться, спокойно находясь среди беспорядка. Папа требует заниматься спортом, постоянно лежа на диване. Мама курит: дочери курить запрещает. Дети плохо запоминают наставления отца, матери. Они помнят поступки, манеру поведения в определенных ситуациях, уважительное заболтливое отношение. Присутствующая в семье атмосфера любви, доверия учит малыша доверять окружающему миру. Поэтому: заинтересованы научить — покажите личный пример. Требуете заниматься спортом — посетите вместе спортзал, заставляете заботиться о домашних животных — убирайте, кормите первыми. Просите исключить ругательства, драки, значит ведите себя соответствующе.

Заключение

Как заставить ребенка слушаться? Избегайте перечисленных ошибок родителей в воспитании детей. Учитесь понимать, уважать детскую личность, обязательно уделяйте внимание малышу. Делитесь почаще собственными промахами, чтобы родители перестали восприниматься некими «божествами». Станьте более близкими, интересуйтесь детскими увлечениями, помогайте делать правильные выводы.

Родителям важно заслужить доверие, уважение, стать авторитетом, примером для подражания. Малыш перестанет нарушать запреты из-за нежелания огорчать папу, маму, потребности чувствовать признание, уважение окружающего общества. Выражая любовь, находите золотую середину между вседозволенностью, строгостью. Избегайте устраивать истерики при малыше, путая роли. Задача родителей — успокаивать, поддерживать, заботиться. Нельзя усыновляться к собственным детям, вызывая жалость, чувство вины. Помните: малыш любит родителей без всяких причин. Никогда не забывайте об этом и всегда любите своих детей.

Дополнительные видеоматериалы:

Подробнее ошибки родителей рассмотрены в видео:

Марина Федорова

Автор: Марина Федорова

Практикующий врач-акушер, более 10 лет помогаю и сопровождение женщин в родовом процессе. Так-же имеется обширный опыт в классификации, диагностике и терапии заболеваний.

Задать вопрос: