1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание дошкольников — развитие способности чувствовать, ценить, создавать прекрасное в искусстве, повседневности. Умение ощущать эстетику не является необходимым навыком, многие существуют без него. Большинство родителей все-таки предпочитают развивать способность детей наблюдать, впитывать красоту многогранного окружающего мира, замечать детали, преображающие повседневность. Результатом эстетического воспитания дошкольников становится формирование безупречного вкуса, характера, развитие высоконравственных качеств.

Значение эстетического воспитания дошкольников

Художественное, эстетическое воспитание дошкольников последнее время привлекает пристальное внимание, выступая средством развития всесторонне развитой гармоничной личности. Важно прививать видение прекрасного детям дошкольного возраста. В этом раннем возрасте закладываются основы будущего развития человека, формируется культура личности. Ребенок начинает познавать мир, происходит первоначальная социализация. Проявляется самостоятельность мышления, любознательность, познавательный интерес. Поэтому актуально воспитывать художественный вкус, формировать творческое осознание мира, чувство прекрасного. Воспитанники впервые приобщаются к искусству, получая первые художественные впечатления, овладевая разнообразными видами творческой деятельности.

Следует понимать отличие между «прекрасным» и «красотой» в контексте художественного воспитания. Слово «красивый» — изменчивое понятие, более подходящее описанию внешней формы, зависящей от конкретного исторического периода. «Прекрасное» находится вне времени, объединяя понятия нравственности, духовности, совершенства. Эстетическое воспитание дошкольников играет большую роль в формировании нравственных, высокоморальных качеств характера, поведении. Слово «эстетика» с древнегреческого переводится «чувственного восприятие». Оно обозначает ощущение красоты, прекрасного во внешних формах, содержании внутреннего мира личности, общественной жизни, природе. Развитие эстетических навыков делает малыша творчески развитой целостной личностью, живущей законами гармонии, красоты. Кропотливый непрерывный процесс начинается с первых лет жизни ребенка внутри семьи, продолжается педагогами дошкольного учреждения, школы. Большинству детей присуще собственное видение прекрасного. Они часто ощущают мир иначе, чем взрослые. Рисуют фиолетовых слонов, красную траву, оранжевых котов, мечтают под музыку, непонятную взрослым. Вспомните сцену «Маленького принца»: малыш нарисовал слона внутри удава, а окружающие увидели шляпу. Поэтому эстетическое воспитание детей должно соответствовать внутреннему детскому восприятию мира, исключая возможные противоречия.

Важно: позвольте детям наблюдать разнообразные проявления красоты: нарядно сервированный стол, оригинальное музыкальное произведение, выставку картин художников.

Различают несколько уровней развития чувственного восприятия детей дошкольного возраста.

УровниВозраст, летВосприятие
13-4Малыш эмоционально радуется картинам знакомых предметов, мотив оценки является предметно-бытовым: понравилось яблоко — вкусное, кошка – мягкая, пушистая, приятно гладить
24-5Происходит осознание характеристик картин: оценивается цвет, сочетания оттенков, несколько реже дают оценку форме, композиционным приемам
36-7Появляется способность уловить внутреннее содержание, образ картины, направление мысли автора

Задачи эстетического воспитания

Главная цель воспитателей и родителей — научить малышей понимать, ценить прекрасные явления природы, человеческих рук. Искусство, направленное пробуждать лучшие качества личности, непременно поможет развить подобные способности. Великий драматург А.П.Чехов заметил: в человеке все должно быть прекрасно: внешность, одежда, душа, мысли. Достижение подобного всеобъемлющего состояния гармонии — результат успешного эстетического воспитания.

Целью подобного образования является формирование творческой личности, обладающей художественным мышлением, тонким восприятием окружающей среды. Это подлинный ценитель произведений искусства, интерьера, одежды.

Эстетическая культура включает следующие компоненты:

  1. Восприятие — возможность ощущать красоту в обыденном: проявлении искусства, природе, отношениях.
  2. Чувства в виде эмоциональной оценки объектов искусства, окружающей действительности.
  3. Потребность созерцать, анализировать, создавать эстетику.
  4. Вкус — умение давать оценку проявлениям окружающего мира сточки зрения соответствия идеалам.
  5. Идеалы — личные представления о красоте объектов живой, неживой природы.

Важно: Эстетическое воспитание необходимо осуществлять, учитывая возрастные особенности дошкольника, развивая способность внимательного наблюдения происходящего вокруг, воображаемого изменения реальности. Воспитаннику важно научиться созерцать прекрасные произведения искусства, картины природы.

Главными задачами педагогов являются:

  • развитие способности дошкольника замечать, ценить прекрасное;
  • формирование многогранной гармоничной личности;
  • выработка художественного вкуса;
  • прививание идеалов прекрасного;
  • побуждение развивать творческие способности, наполняться вдохновением.

Дополнительной задачей выступает формирование навыка ответственного отношения к исполнению маленьких трудовых обязанностей, понимания потребностей окружающих, стремления помочь.

Методы развития чувственного восприятия

Методы развития чувственного восприятия

Любые художественные, моральные чувства являются приобретенными. Им нужно специально обучать, продолжительно воспитывать, культивировать, поэтому важно соблюдать систематичность занятий различных направлений. Не все малыши станут великими художниками, музыкантами, знаменитыми писателями, критиками. Но любому дошкольнику можно привить устойчивый интерес к музыке, живописи, разным формам творчества путем развития слуха, чувства стиля, простейших навыков рисования.

Формы организации занятий, используемых для обучения эстетике, разнообразны: рисование, лепка, музыка, виды прикладного творчества. Качественные образцы классического искусства служат малышам вдохновением, призывая выражать внутреннее ощущение красоты, создавая нечто новое.

Перечислим подробнее важнейшие методы нравственно-художественного воспитания в детском саду и семье.

Изобразительное искусство

Живопись дарит малышу богатые зрительные образы, расширяя кругозор, мышление, память. Вовлекая воспитанников в сказочный мир искусства, воспитатели развивают творческие способности. Изобразительная деятельность учит запоминать оттенки цвета, правильно сочетать по правилам цветового круга. Развешенные по стенам группы, квартиры репродукции знаменитых художников дарят художественное наслаждение, вызывая непосредственное желание самостоятельно нарисовать, создать нечто подобное. Воспитатели живописно оформляют уголок детского творчества, где собраны работы маленьких художников детского сада: рисунки, поделки. Разложенные альбомы, энциклопедии изобразительного искусства побуждают проявлять творческий потенциал.

Обратите внимание: сюжеты картин выбирайте доступными детскому пониманию. Украшайте стены натюрмортами, пейзажами, картинами сказочной тематики И.И.Левитана, В.А.Серова, И.И.Шишкина. Избегайте сложных вычурных картин Дали, Пикассо.

группа детей на изо

Художественная литература русских, зарубежных авторов.

Чтение стихов, прозы — прямой путь приобщения к красоте многоцветного мира. Литература стимулирует фантазию малыша, заставляя создавать мысленные образы, обогащает словарный запас. Сказки особенно сильно влияют на детское мироощущение, оставаясь яркими памятными впечатлениями детства. В сказках, баснях закодированы многие нравственно-моральные нормы, недоступные пониманию в обычной форме.

Музыка

Музыкальные композиции различных жанров учат понимать красоту звуков, различать ноты, тональность. Малышу полезно слушать разнообразные направления: классику, джаз, эстрадные мелодии. Он воспринимает музыку живым персонажем, узнает звучание ритмов, мелодий. Подобно цвету звук бывает холодным, теплым, шершавым, гладким, мягким, острым. Язык музыки красноречивее слов. Прослушивание мелодий способствует обострению эмоциональной отзывчивости, развивает органы слуха.

Декоративно-прикладное искусство

Изделия народных мастеров, демонстрируемые воспитанникам, воспитывают патриотизм, уважение чужого труда. Полезно расставлять в группах изделия народного промысла в стиле Хохлома, Гжель, Городецкой игрушки. Расписные фигурки, поделки, матрешки, сшитые вручную куклы, веселые дымковские свистульки вызывают детский восторг. Декоративные изделия формируют художественный вкус, стимулируя творческую деятельность детей, вдохновляя создавать похожие предметы. Воспитатели организуют посещение дошкольниками выставок народного творчества, художественных музеев, беседы с мастерами. Помимо культурных мероприятий, устраиваются практикумы художественной деятельности: изготовление декоративных поделок, макраме, аппликаций, аранжировки осенних, летних букетов. Создаваемые воспитанниками игрушки, поделки обязательно впоследствии выставляются на видное место в группе, дома.

Эффективное средство воспитания

Личный пример воспитателя

Эффективное средство воспитания — личный пример воспитателя, манера общения, поведение, внешний вид. Малыши учатся, подражая взрослым. Поэтому эмоциональная отзывчивость педагога на художественные ценности помогает проявлению чувства восхищения красотой. Ребенок — зеркало воспитателей, родителей, отражающий жизненный опыт. Внимательно наблюдая реакцию взрослых на окружающих, происходящие события, вещи, малыш копирует увиденную реакцию. Мама любит чистоту в доме: дочка также будет поддерживать уют, наводить порядок. Родителям нравится чтение книг: малыш будет любить литературу, читать прозу, посещать библиотеку.

Прочие средства художественного воспитания

Эмоционально-чувственные оценки дошкольников формируются в результате следующих средств воспитания:

  • театральные представления, драматургия;
  • хореография;
  • киноискусство;
  • цирковые шоу;
  • посещение выставок, музеев, фестивалей;
  • телевидение, СМИ;
  • мультипликация;
  • утренники, праздники ДОУ;
  • занятия этикетом;
  • детские курсы моды, стиля.

Детская мультипликация — форма экранного искусства, соединяющая элементы живописи, графики, театра, музыки. Мультфильмы оказывают сильнейшее влияние на маленьких ребят, заставляя сопереживать героям. Яркая выразительность, сюжетность образов, эффектное звуковое сопровождение стимулирует мыслительные способности малышей, воображение, развивая зрительную память. Способами художественного воспитания выступают прогулки в лесу, ботаническом саду, оранжерее, тематические детские праздники.

Яркие шумные детские утренники дошкольных учреждений сочетают различные виды искусства: поэзию, музыку, театральную постановку. Праздники способствуют чувственному восприятию действительности, оставляя воспитанникам надолго сохраняющиеся впечатления. Подобным средством также является знакомство с общественными бытовыми явлениями в процессе труда, игры.

Развитие художественного вкуса у детей

Развитие художественного вкуса

Развитие тонкого художественного вкуса происходит неотрывно от педагогического процесса, всесторонне охватывая сферы детской деятельности. Источниками, питающими эмоциональные детские впечатления, выступают:

  • быт;
  • окружающие предметы;
  • развлечения;
  • увлекательные занятия;
  • игры.

Яркое, нарядное, запоминающееся воспринимается воспитанниками как прекрасное, радующее их явление. Взрослея, развиваясь, малыш осваивает линии, цвета. Он учится различать ритм, звуки, симметрию, пропорции. Постепенно эти явления становятся красивыми формами, свойствами предметов.

Дошкольник учится делать обобщения, соизмерять, сравнивать, желая узнать смысл картины, музыки. Он прислушивается к звукам, стихам, улавливая темп, ритм, звучание. Глядя на картины, замечает линии, мазки, краски. Он отмечает, что сказка характеризуется частыми повторами красивых слов, выразительных речевых оборотов. Веселая плясовая мелодия сопровождается динамичным темпом, задорным ритмом. Картина, изображающая дремучий лес, нарисована большей частью темными красками.

Родителям, воспитателям важно помнить: кроме музыки, рисования, танцев, этикета следует научить воспитанника правильному общественному поведению. Необходимо различать прекрасные, безобразные явления сферы человеческих отношений, заботиться о старших, младших членах семьи. Признак воспитанной зрелой личности — умение построить гармоничные отношения, наполненные семейной теплотой, пониманием.

Дети — наибольшая ценность родителей, их будущее. Главная задача родителей, педагогов — сделать детскую жизнь радостной, счастливой, уберечь малыша от опасностей. Занятия искусством, прочие средства эстетического воспитания должны приносить малышам радость, положительные эмоции. Позаботьтесь об успехах ребенка, чтобы его всегда сопровождала уверенность в собственных силах.

Марина Федорова

Автор: Марина Федорова

Практикующий врач-акушер, более 10 лет помогаю и сопровождение женщин в родовом процессе. Так-же имеется обширный опыт в классификации, диагностике и терапии заболеваний.

Задать вопрос: