1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Духовное воспитание дошкольников

группа детей

Духовному воспитанию дошкольников нужно уделять особое внимание. Сейчас большинство родителей находятся в постоянной занятости. И часто на ребенка не хватает времени. Но именно до 5 лет у детей формируются привычки и базовые представления о мире. На этом этапе особенно важно привить малышу понимания о нравственности.

Почему это актуально?

Социальное, экономическое и политическое положения страны повлекли серьезные проблемы, касающиеся нравственного воспитания детей:

  1. Дети стали меньше интересоваться культурой, читать книги, ходить в театры, смотреть фильмы и мультфильмы российского производства.
  2. На смену книгам и советским мультфильмам пришли японские аниме, американские принцы и принцессы. И это еще в лучшем случае. С раннего возраста дети увлекаются компьютерными играми, сценарий которых часто отличается жестокостью. Дети учатся стрелять, пусть и в виртуальной реальности.
  3. Сильная занятость родителей приводит к тому, что на воспитание детей у матери не хватает времени. Отчасти это результат экономически нестабильного положения в стране. Мать, вместо того, чтобы уделять внимание воспитанию малыша, вынуждена работать и зарабатывать деньги наравне с мужчиной. Но вряд ли в этом виновата только экономика.
  4. Во многих семьях материальная составляющая является главной добродетелью. А нравственные качества отодвигаются на задний план. Родители и общество прививают ребенку искаженные представления о добродетели, навязывая мысли, что без материальной составляющей человек мало что может. С детства у человека закладывается одна мысль, — «Чтобы добиться признания окружающих людей, нужны деньги». Честность, порядочность, доброта и ответственность становятся второстепенными.
  5. Если раньше доходы семей были почти одинаковы, то сейчас наблюдается явное материальное расслоение. Молодежь соревнуется между собой, у кого телефон круче, вещи дороже, а родители богаче. А с появлением социальных сетей стало не модно показывать жизнь такой, какая она есть. Люди с раннего детства понимают суровые реалии конкуренции. Если Петя, Леша и Маша имеют дорогие смартфоны, значит, Вася, чьи родители могут купить более дешевый телефон, уже не дотягивает до их уровня.

Телевидение, СМИ, социальные сети также пропагандируют образ успешного человека. Рекламный маркетинг сейчас используется везде. Это бизнес, направленный на одну единственную цель, –  заставить потребителя покупать товар в неограниченных количествах. Возможно, мало кто замечал, что почти в каждой рекламе скрыт подтекст, «Наш товар сделает покупателя успешнее, сильнее, лучше, независимее, ИНДИВИДУАЛЬНЕЕ». Главная задача – вызвать у людей интерес и дать установку на то, что этот товар решит проблемы человека. И реклама – это не только труд специалистов сей области, но и психологов. Теперь осталось представить, какую установку получит ребенок, чьи морально-нравственные представления только формируются. А в условиях личностной конкуренции и показной успешности малышу сложнее объяснить, что без духовной составляющей человек не будет полноценным.

ребенок с телефоном

Цели духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание – это одна из самых актуальных и сложных в решении проблем. Некоторые родители, чьи дети в своем поведении отклоняются от установленных (в семье) норм, считают, что проблема в сложном характере ребенка. Но важную роль играет обстановка в семье, и прежде всего, — поведение родителей. Ведь как бы мама или папа не объясняли ребенку, что ему не нужно бить девочек, если в доме проявляют насилие, малыш непременно будет ориентироваться на родительское поведение.

Позже у него появится еще одна установка – поведение родителей идет в разрез с их словами. Таким образом, малыш будет понимать, –  человек говорит одно, делает другое. Из чего напрашивается вывод, воспитание маленького человека не должно ограничиваться словами или наказанием за провинность. Родителям нужно работать над собственным поведением. Важно, чтобы методы воспитания ребенка были согласованы между обоими родителями.

Цели духовно-нравственного воспитания:

  1. Привить человеку понимание о хорошем и плохом, соответствующее общепринятым нормам морали. Обеспечить духовно-нравственную базу для взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Развить в ребенке качества: милосердие, сострадание, великодушие и доброта. Дать установку на духовное и нравственное саморазвитие.
  3. Обеспечить условия для нравственного развития ребенка. Показать, что такое прощение, милосердие и доброта.
  4. Вызвать в малыше интерес к познанию окружающего мира и себя самого. Привить стремление к саморазвитию.

Базовые качества закладываются с самого детства. Психологи утверждают, что первые 5 лет жизни у человека формируется представление о себе и окружающем мире. Если давать ему правильную установку, то в дальнейшем легче скорректировать его поведение. И наоборот. Если родители не уделяют должного внимания воспитанию малыша в этот период жизни, то в старшем возрасте его сложно переучить.

ребенок кормит ребенка

Обратите внимание: зачастую родители запрещают малышу делать то, что он хочет. Не объясняя причин. В дошкольном возрасте запреты «нельзя», «не делай», «я тебе не разрешаю» откладываются в подсознании и оборачиваются рядом комплексов в старшем возрасте. Если малыш поступает плохо, нужно объяснить причину отказов.

Методы нравственного развития ребенка дома

Любовь к себе, окружающим, стране и природе закладывается в семье. Позднее значительное влияние оказывает окружение ребенка. Однако базовые понимания о нравственности прививаются родителями.

Родители должны:

  1. Привить ребенку любовь и уважение к окружающим людям, родственникам, животным и Родине. Но важно помнить, что человек способен делиться любовью только тогда, когда имеет любовь к себе. Важно, чтобы малыш понимал, кто он, какую роль играет в обществе?
  2. Объяснить суть духовно-нравственного воспитания. Какую роль оно играет в жизни человека.
  3. Привить ребенку правильные ценности, способные помочь ему вырасти в духовно целостную личность.
  4. Показать правильный пример. Важно объяснить малышу, что он делает не правильно. И почему это плохо. Применять физическое наказание не нужно. Поскольку у ребенка может проявиться предрасположенность к насилию. Считая физическое наказание нормальным, он может решать проблемы с помощью кулаков.

Нужно включать ребенка в общественный труд. Субботник, работа в огороде, переезд. Важно отвести малышу несложную для его возраста роль в работе. И обязательно похвалить за результат. Так ребенок поймет, что сделал что-то правильно. Не следует воспринимать помощь как должное, в этом возрасте дети подвержены родительскому мнению. И если малыш делиться достижением, пусть и незначительным, важно показать, что родителям нравятся его стремления.

Почему детям нужно читать сказки и как они влияют на развитие ребенка:

Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях

Родители не знают, что в дошкольном возрасте у ребенка закладываются социальные нормы и представления о морали. Папы и мамы убеждены, что в 3-5 лет малыш еще не в состоянии давать оценку действиям окружающих и не способен отличить добро от зла. Но представления о мире у ребенка только формируются и его действия – результат копирования поведения родителей. В этом возрасте ребенок впитывает информацию, которая остается в подсознании, влияя на его дальнейшую жизнь.

Дети должны посещать дошкольные учреждения (детские сады и подготовительные группы). Основная цель воспитателей – ненавязчиво объяснить родителям важность духовно составляющей маленького человека. Необходимость чтить народные и семейные традиции, участвовать в общественной жизни группы. Для этого в детских садах проводятся ярмарки, утренники, посвященные народным праздникам, субботники и игровые мероприятия.

дети в театре

В дошкольных учреждениях есть психологи, занимающиеся «проблемными» детьми, выявляя причину поведения ребенка. Если причина заключается в семье, то с родителями проводится беседа. Также психологи участвуют в составлении коллективных игр, направленных на раскрытие предрасположенности ребенка, обучению взаимодействию в коллективе.

Важно познакомить ребенка с литературой, народными традициями, праздниками и историей страны. В каждом городе есть своя история. И ребенок должен ее знать и гордиться.

Методы воспитания

Чтобы духовно-нравственное воспитание в детском саду проходило в полной мере, нужны подходящие условия:

  • компетентные педагоги;
  • методическая и художественная литература;
  • развивающие игры;
  • помещения, приспособленные для отдыха, игр, образовательного процесса.

Важный момент в формировании духовно-нравственной базы детей – эффективное, тесное сотрудничество между детским садом и семьями. Совместными усилиями должны быть организованы мероприятия, повышающие патриотическое, нравственное и развивающее начало ребенка.

  1. Посещение выставок и музеев. С раннего возраста детей необходимо знакомить с живописью, ремеслом и другими культурными составляющими родного края. Также можно посетить выставки иностранных художников, скульпторов.
  2. Организация культурно-увеселительных мероприятий. Детей водят в театры (обычные или кукольные), новогодние утренники, праздничные концерты ко дню города и другим русским праздникам.
  3. Совместное рукоделие. В детских садах организуются мероприятия, направленные на изучение культуры России. И они требуют подключения родителей. Детям даются домашние задания (поделки из пластилина, аппликации, гербарии). Можно собрать букет из сушеных цветов, растущих с конкретной области, а ребенок должен рассказать про каждый цветок или растение.
  4. Организация представлений с участием детей. Это может быть постановка к новому году или дню матери, или кукольный театр. Тематика может быть любой. Главное – активное участие каждого ребенка.
  5. Чтение сказок и другой литературы, направленной на развитие нравственных качеств ребенка.

дети занимаются рукоделием

В детских садах, регулярно проводящих подобные мероприятия, отмечается:

  • рост интереса со стороны детей к изучению истории родного края;
  • улучшение коммуникативных навыков у детей;
  • повышение родительского участия в жизни ребенка;
  • проявление у детей отзывчивости, доброты, участия, поддержки, коллективного взаимодействия.

Обратите внимание: дети, чьи родители принимают участие в жизни ребенка, лучше учатся в школе, у них проявляется доброта, открытость к общению и помощи сверстникам.

Роль родителя в жизни ребенка

Родители играют важную роль в формировании духовно-нравственного начала детей. Ребенок может посещать любые учреждения, где ему будут прививаться представления благодетели, но без помощи родителей не удастся получить видимого результата.

Мамы и папы должны принимать участие в жизни ребенка:

  • интересоваться его успехами;
  • посещать кружки и секции;
  • воспитывать в малыше нравственные качества и ответственность за поступки;
  • показывать любовь и поддержку;
  • корректировать привычки, чтобы дать ребенку достойный пример.

Главное влияние на воспитание ребенка оказывает не улица, образовательные учреждения и СМИ, а семья. Проблема в том, что зачастую члены семьи не обладают достаточным багажом знаний, чтобы воспитать в ребенке качества, составляющие основу нравственности.

  1. В семье утрачены представления о традиционном воспитании детей, родители имеют искаженные представления о духовной нравственности и законах духовного становления человека.
  2. Отсутствует контроль общественной деятельности ребенка. Родители перестали интересоваться окружением малыша. Ребенку уделяется мало внимания, в результате этого он вынужден искать развлечения сам.
  3. В силу занятости или нежелания родители отказываются взаимодействовать с педагогами, «сбрасывая» на них обязанность по воспитанию детей.
  4. Родители перестали слушать своих детей, ограничивая воспитание списком требований, которым ребенок должен неукоснительно повиноваться. Не объясняя, почему тот или иной поступок плох. На логичные для возраста ребенка вопросы мамы и папы предпочитают давать краткие ответы или вовсе не отвечать.

семья на фоне заката

Обществом навязываются нездоровые принципы. Если у ребенка что-то не получается или он не справляется с поставленной  задачей, его считают слабым, капризным, ущербным. Сейчас в первую очередь оценивается стойкость, работоспособность и устойчивость к конкуренции, люди перестали быть человечными. Соответственно передать эти качества подрастающему поколению невозможно, если родители не обладают или скрывают их. Не модно и не выгодно показывать доброту, важно чего человек добился в материальном плане. В условиях жесткой конкуренции подрастает и нынешнее поколение.

Социальная и экономическая обстановка в стране такова, что духовному воспитанию отводят роль не сколько второстепенную. Порой развитие этой составляющей юного гражданина и вовсе не уделяют времени. Поэтому сейчас важно внедрить в дошкольное образование больше часов духовного воспитания. Чтение литературы, развивающие игры, постановка сценок и спектаклей, а также творческое развитие. Важно заниматься этим дома, проводить воспитательные беседы, уделять развитию столько времени, сколько требуется для формирования полноценной личности с духовно-нравственной составляющей.

Марина Федорова

Автор: Марина Федорова

Практикующий врач-акушер, более 10 лет помогаю и сопровождение женщин в родовом процессе. Так-же имеется обширный опыт в классификации, диагностике и терапии заболеваний.

Задать вопрос: