1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Методики развития и средства развития детей

Средства развития детей

Детство — период между рождением и достижением зрелости. Воспитывая личность, родители используют различные средства развития детей. Гармоничное взросление зависит от развития разнообразных навыков и способностей.

Средства психического развития детей

Становление детской психики — сложный процесс созревания психических функций организма. Созревание эмоциональной сферы происходит благодаря влиянию следующих условий:

  • биологические причины — генетика;
  • социальные — окружение, родители, родственники, друзья, воспитатели, школьные учителя.

Психическое созревание личности ребенка осуществляется неравномерно. Определенный этап характеризуется степенью взаимодействия с окружающей средой, появлением новых социальных потребностей. Становление функций протекает поэтапно:

Возраст, летСтановление функций
до 1.Двигательные способности
1 – 3Сложные двигательные функции, настройка чувственной сферы
3 -12Созревание эмоций
старше 12Созревание логики, мыслительных видов деятельности

Дошкольный возраст — период созревания психики. Закладывается отношение к миру, собственной личности. Вначале малыша направляют родители. Взрослея, он начинает самостоятельно действовать, испытывая желания, принимая решения.

Игра — основное средство психического развития ребенка. Всесторонне развивая психику, взрослые создают ему игрушки, помогающие осознать общественные отношения. Определенному возрасту предназначены свои развлечения, выполняющие познавательную функцию. Младенцам предлагают погремушки. Родители привлекают, задерживают ими внимание, разговаривая, выражая мимику, улыбаясь, называя грудничка именем, вовлекая в процесс общения. Вырастая, младенец осваивает различные игры. Они становятся основным видом занятий.

Прослушивание сказок, изображение эмоций главных героев — средства психического развития детей дошкольного возраста. Например, читая стихи про грустного мишку попросите малютку сыграть роль мишки: научите держать, изображая грусть. Покажите впоследствии пример успокоения мишки: погладить, прижать к себе. Элементом психической эволюции личности являются различные театральные сценки: приема гостей, разыгрывания ссоры друзей, последующее примирение. Девочкам, катающим куклу в коляске подскажите рекомендуемые виды действий. Например, посоветовать обращаться бережно, укрыть одеялом, погладить по головке. Игрушки — способ научиться просить прощения, относиться к остальным уважительно, заботиться, беспокоиться о чувствах окружающих.

Важно: Не обязательно покупать много игрушек, главное — разнообразие предметов.

Упражнения, способствующие психическому совершенствованию:

  1. Цель — улучшение произвольного внимание. Предлагают рассмотреть 15-20 секунд 2-3 игрушки. Затем малыш отворачивается, 1 предмет убирают или меняют элементы местами. Когда повернется, спросите: «Что изменилось?»
  2. Формирование навыка внимательно выслушивать, выполнять замечания взрослого. Положите перед дошкольником рисунок, где схематично изображены 4 шара, отдельный шарик — больше остальных. Предложите раскрасить шары следующим образом: крупный между синим и красным, зеленый рядом с синим.

Средства интеллектуального развития

Средства интеллектуального развития

Эволюция мыслительных способностей способствует эффективному проявлению в окружающем мире. Наличие интеллекта определяется умением читать, писать тексты, вычислять цифры. Современному поколению, ровесникам эпохи информационных технологий важно наличие устойчивого внимания, умения создавать абстрактные конструкции путём логического мышления. Необходимо формировать логику, тренировать смысловую память. Обучение ребят дошкольного старшего возраста начинают родители дома, воспитатели в детском саду, далее продолжают школьные учителя.

Развивают детский интеллект учебно-развлекательными методиками. Ребята, увлекаясь работой, испытывают неподдельный интерес, не замечая начала процесса обучения. Используя учебные материалы, сталкиваются с определенными трудностями, учатся их преодолевать, применяя логику, анализ, устанавливая причинно-следственные связи между явлениями. Задания развивают концентрацию внимания, умение действовать, реагировать в разных ситуациях. Учителя создают вымышленные ситуации, несуществующую еду, кормление кукол придуманными блюдами. Подобные занятия способствуют умственной активности ребенка: требуют тренировки воображения, памяти. Помогают логические игровые материалы, разнообразные головоломки, мозаики. Средства развития детей, стимулирующие становление интеллекта — логические задачи, конструкторы, трехмерные, плоские пазлы. Решая головоломку, юные ученики испытывают радость решения сложных задач.

Методики, развивающие интеллект.

А) На одном берегу утки, на противоположном — куры, посередине реки находится остров. Кто первее доплывет?

Б) Папа несет тяжелые чемоданы, дочка восклицает: «Папа, давай помогу понести чемодан, бери меня на ручки!» Скажите, девочка поможет папе?

В) Веру спрашивают:

— У тебя есть брат?

— Да, — отвечает Вера.

— А у твоего брата есть сестра?

— Нет, — произнесла Вера.

Правильно ответила Вера? Объясните ответ.

Средства социального развития

Активное социальное участие проявляется следующим:

  • умением общаться внутри социума согласно общепринятых традиций, правил, ценностей;
  • способностью устанавливать отношения с остальными детьми, взрослыми;
  • формированием навыков общения.

Дошкольники учатся формировать дружеские связи со сверстниками, гуманно относиться к природе, животным, изучают культуру, морально-этические нормы. Социализация начинается с рождения: маминого прикосновения, разговора, улыбки, реализуется благодаря близкому общению. Полноценное вхождение в общество происходит благодаря семейной атмосфере, теплоте отношений между родственниками, стилю семейного воспитания.

Младенец активно проявляет социальные навыки, выражает собственные эмоции, проявляя отношение к предметам, окружающим родственникам, способен приветствовать другого, попрощаться, устанавливать зрительный контакт, просить предметы, делиться ими. Вначале рост социальных навыков протекает большей частью бесконтрольно. Посещение дошкольного образовательного учреждения способствует целевой социализации. Воспринимая авторитет воспитателя, будущий взрослый учится уважать чужое пространство, имущество, защищать собственные права, пространство, действовать, соблюдая установленные правила.

Основные средства социального развития детей — сюжетно-ролевые постановки, поддерживаемые воспитателями. На основе ролевых методик создается мир, выходящий за пределы восприятия воспитанника детского сада. Занятия воспроизводят работу, быт взрослых, разные обычаи, традиции. Например, в войну, больницу, школу, суд, полицейских, строителей, разбойников, пожарников. Малыши разыгрывают сюжеты свадьбы, дни рождения, встречу родственников. Организуя ролевые постновки, учатся активно общаться, договариваться распределять роли, выбирать ведущего.

средства социального развития детей

Общение взрослого и детей способствует организации игрового процесса. Воспитателям, родителям нужно предоставить необходимые атрибуты, достаточное пространство, привлекать стесняющихся, непопулярных воспитанников, подсказывать сюжет, вмешиваться в случае необходимости.

Дошкольник, участвуя в занятиях, формирует социально-адаптивные навыки общения: учится решать конфликт, получать поддержку, проявлять инициативу, выражать одобрение. недовольство действиями участников.

Помимо ролевых занятий, социализации способствуют занятия трудом, изучение литературы, искусства, музыкальных произведений. Родители содействуют социальной адаптации, обсуждая межличностные конфликты, одобряя нравственное поведение сверстников, детское сотрудничество, подсказывая правильные действия, уважающие права окружающих.

Социально-ролевые методики:

  1. Больница. Предварительно воспитанников ведут на экскурсию в кабинет медсестры, показывают предметы, обстановку. Далее выдают инвентарь: халаты, шапочки, наборы игрушечных медицинских инструментов. Куклы выполняют роль больных пациентов, девочки, мальчики — родителей кукол. Воспитатель выбирает доктора. Доктор выбирает медсестер, дополнительно назначают санитарку. Малыши, держа кукол, выстраиваются в очередь в регистратуру на прием, медсестра выдает талончики. По очереди заходят в кабинет, доктор осматривает куклу, выписывает рецепт лекарства. Пока пациенты ждут очереди, санитарка моет полы в коридоре. Через 1-2 часа больница закрывается, родители больных кукол расходятся, возвращая предметы обратно.
  2. Магазин. Вначале раздают малышам маленькие листочки цветных бумажек с цифрами — прототип денег. Выбирают 4-6 продавцов, отдельные игрушки выставляют на полки, выполняющие роль витрин. Покупатели подходят, спрашивают цену «товара», меняют на «деньги», продавец выдает «товар» с полок. Далее продавцы и покупатели меняются местами.

Социально-ролевые методики развития детей

Средства математического развития

Существуют методики, целенаправленно развивающие математические способности: логику, счет, абстрактное мышление, умение создавать схемы, формулы, обобщать, анализировать.

Дидактические занятия способствуют эволюции компонентов логического мышления. Формируется умение сравнивать: дошкольник учится отличать, сравнивать параметры объектов. Например, найти общие признаки предметов: цвет, форма, количество, отличить круглый стул от квадратного, деревянный предмет от железного. Учится обобщать предметы по группе, например:

  • платье, рубашка, брюки —одежда;
  • капуста, картофель, огурцы — овощи;
  • пожарный, учитель, врач — профессии;
  • лисица, медведь волк — дикие животные.

Изучает анализ, мысленно разделяя объект на составляющие. Например, прочитанная сказка разделяется на отдельные составляющие сюжета, животному указывают отдельные части — хвост, лапы, морда, туловище.

Развить математические знания помогают

  • ребусы, пазлы, разрезание нарисованной геометрической фигуры с последующим сбором деталей;
  • постоянный подсчет окружающих предметов: количество лап кошки, число растущих садовых цветов.

Задания, улучшающие математические способности:

  1. Вставить пропущенные числа, объяснить принцип:

1, 3, ?, 7, ?.

5, 15, ?, ?, 30.

13, 23, ?, ?.

  1. Узнавание фигур. Выкладывают ряд разноцветных геометрических фигур, различающихся размерами. Называя цвет, форму, размер фигуры родители предлагают выбрать нужную.
  2. Лото. Участники садятся полукругом, выбирая карточку с набором цифр. Ведущий участник достает по 1 бочонку с цифрой из мешочка, называет вслух цифру, передает владельцу схожей цифры в выложенной карточке. Выигрывает тот, чья карта заполнится быстрее.

Средства развития творческой деятельности

Средства развития творческой деятельности

Реализовать творческие способности малыша возможно благодаря рисованию, пению, лепке, музыке. Родители, воспитатели учат рисовать красками, карандашами, фломастерами. Ребята лепят глиняные, пластилиновые фигурки, создают поделки, вырезают фигурки, создавая аппликации. Проявляя творческие способности, познают окружающий мир. Перед изображением предмета требуется изучить его цвет, форму, особенности строения. Создавая художественные объекты, малыш учится делиться собственными переживаниями.

Различная деятельность детей: пение песен, танцы, театральные постановки способствует проявлению творческого потенциала. Выражая чувства, малыши подражают взрослым. Родителям рекомендуется всецело поддерживать проявления фантазии, направляя творческие способности, возможно записать в художественную, музыкальную, театральную школу. Желательно приобрести музыкальный инструмент, нравящийся воспитаннику: пианино, гитару, духовые, ударные инструменты.

Способствует творческой реализации раскрашивание картинок произвольными цветами. Простое упражнение развивает моторику, учит приемам сравнения, сочетанию цветов, способствует желанию рисовать похожие рисунки.

Упражнения, раскрывающие творческие способности

  1. «Сделаем фотоаппарат». Предлагается оглянуться вокруг, подумать: какой материал потребуется создать подобную игрушку? Может быть коробочка из-под крема, чая?
  2. «2 картинки». Картинок может быть больше: 3, 4, 10. Участникам раздаются карточки с изображениями предметов. 1 участник выкладывает карточку на стол. Следующий должен подобрать из собственного набора изображений подходящую к выложенной по смыслу, объяснить причину выбора. Например, выложенная карточка — изображение груши, второй участник выкладывает карточку с ведром: грушу легко положить внутрь ведра. Пример: рисунок с поездом выкладывается на изображение замка: ездил на поезде любоваться замком.

Средства физического развития

Методы физического воспитания — различные подвижные спортивные упражнения, занятия спортом.

Важно: физкультурные упражнения обязаны приносить воспитаннику удовольствие, радость, без отсутствия вреда здоровью.

Заниматься физической подготовкой младенцев начинают рано: ползание, катание мячей, ходьба. Более старшему поколению рекомендованы активные подвижные упражнения, бег, прыжки, лазание по лестницам, быстрая ходьба. Способствуют укреплению здоровья различные танцевальные упражнения, катание на коньках, лыжах, роликах, санках, велосипеде, самокате, скейтборде. Физические упражнения, строевая подготовка включены в обязательную программу детского сада, школы. Формы физического воспитания — упражнения, включающие спортивные предметы: мячи, кегли, кольца, эстафеты. Подобные занятия развивают ловкость, скорость, быстроту реакции, меткость. Укрепить здоровье ребят старшего возраста помогают различные виды восточных единоборств, футбол, баскетбол, бадминтон, теннис. Практикуются занятия плаванием, начиная с младенчества. В открытых водоемах рекомендовано купаться с пятилетнего возраста. Укрепляет здоровье, содействуют физическому воспитанию регулярная утренняя гимнастика, строгое соблюдение режима отдыха, сна.

Упражнения, способствующие физическому росту:

  1. Бег по кругу, на месте.
  2. Приседания.
  3. Прыжки вверх, в длину, сверху вниз.
  4. Эстафеты с палочкой.
  5. Повороты вправо-влево торсом, руки на поясе.
  6. Тренировка баланса — ходьба по брусьям
  7. Лазание по гимнастической стенке.
  8. Ритмическая гимнастика.

Средства речевого развития

Воспитание речевых навыков базируется на природной возможности дошкольников запоминать полученную информацию посредством органов слуха. Именно поэтому малышу более легче выучить иностранный язык, чем взрослому. Навык необходимо всесторонне поддерживать. Становлению речи помогает совместное чтение книжек вслух, выразительно по ролям, беседы на интересную тему, разучивание стихов, ритмичных песенок. Тренировать нужно музыкальные способности, развивая слух, формируя музыкальную восприимчивость.

Важно: родители обязаны разговаривать с малышом, внимательно выслушивать, иначе он вырастет замкнутым, необщительным.

Становлению речевых навыков помогает тренировка мелкой моторики: перебирание пуговиц, бусин, применение пальчиковой краски. Содействуют речевым навыкам упражнения речевого дыхания. Следует поощрять рассказы, подробный пересказ случившихся событий. Тренируют речь скороговорки, загадки.

Логопед — лучший помощник родителей. Обращаются к нему всегда в случае проблем проговаривания отдельных звуков. Родителям нельзя разговаривать, сюсюкая, искажать названия отдельных предметов. Лучше изъясняться четко, ясно, подробно рассказывая, характеризуя событие, объект, просить подопечного повторять рассказанное.

Упражнения, улучшающие речь:

  1. Произношение шипящих звуков. Ребятам предлагают лечь на пол, изобразить змей, выползающих из нор погреться на солнце. Змеи шипят: «Шшшшш».
  2. Произношение звука «Р». Прогулка в парке. Воспитатель просит изобразить громкий крик ворон: «Карр, карр».
  3. Сдувание снежинки, пушинки с носа: тренирует речевой аппарат, язык, щеки.

Воспитанникам следует пояснить: звуки происходят на выдохе, заставлять набирать воздух грудью перед выполнением упражнений.

Совершенствование личности малыша происходит большей частью внутри семьи. Дошкольные учреждения, школа, внешкольные кружки занимают второстепенное место. Именно атмосфера семьи, семейные традиции, взаимоотношения между домочадцами, способствуют гармоничному взрослению личности и достижению высоких результатов в учебе.

Марина Федорова

Автор: Марина Федорова

Практикующий врач-акушер, более 10 лет помогаю и сопровождение женщин в родовом процессе. Так-же имеется обширный опыт в классификации, диагностике и терапии заболеваний.

Задать вопрос: