1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Музыкальное образование: воспитания и популярные методики для дошкольников

ребенок играет на трубе

Музыкальное воспитание дошкольника — комплекс мер по формированию полноценной личности посредством музыкального искусства. В основе методов – провокация интереса, эстетическое развитие личности. Воспитание обусловлено формированием чувства ритма, такта, культурных ценностей нации.

Перед преподавателями и воспитателями лежит задача приобщить к пению, танцам, сформировать творческие черты характера, память, овладеть искусством.

Неоходимость музыкального обучения

Музыканты современности солидарны с высказыванием о том, что культурное воспитание не обязательно для становления воспитанника как профессионала сцены, но требуется для становления личности.

Эта формула объясняет охоту малышей участвовать в постановках с костюмами, песнями, хороводами, танцами. Существует причины, которые тезисно объясняют необходимость обучения культуре воспитанников дошкольного возраста:

  • психофизическое здоровье, влияние на душевное равновесие, развитие личности;
  • осознание эмоций, стимуляция восприятия информации;
  • улучшение памяти, особенно при подыгрывании в такт пению правой и левой рукой, нотной игре;
  • воспитание математических и аналитических способностей;
  • развитие слуха;
  • стимуляция творческого мышления, находчивости, устойчивости к стрессу (особенно при выступлениях на публике);
  • понимание средств музыкальной выразительности.

Музыка лежит в основе многих теорий и методов раннего воспитания малышей дошкольного возраста: Монтессори, Вальдорфская педагогика, метод воспитания Никитиных. Независимо от различий воспитательных методов или систем, в каждой теории признана роль постепенного образования дошкольников.

Уже в 3-5 лет детей можно записывать в кружки дополнительного образования, творческие студии, где обучают основам музыкальной грамотности. Некоторые методы допускают обучение детей дома. Обычно посещения детского сада достаточно для разностороннего развития детей по возрасту.

Обратите внимание! Раннее погружение в мир музыки помогает лучше ощущать прекрасное, яркие черты характера. Просто хорошая мелодия и танцы — заряд позитива на весь день.

Аспекты возрастного обучения

ребенок играет на барабанах

Воспитательные методики берут за основу развитие музыкального восприятия. Путь понимания музыки у каждого индивидуален, зависит от возраста, уровня увлеченности искусством в семье.

Перед педагогами стоит цель не просто научить пению и ритму. Необходимо определить навыки понимания музыки, формировать потребность в регулярном «общении» с ней. Правильная подача материала в разном возрасте определяется приоритетной деятельностью воспитанников в организованных коллективах.

Ранний детский возраст до 4 лет

Поставить цель перед ребенком стать музыкантом или танцором без любви к этому виду деятельности невозможно. Индивидуальные целевые занятия неэффективны. В этом возрасте можно научить ритму, такту, танцам под музыку.

Некоторые дети быстро понимают, что такое ритм, понятия движений под определенную композицию Другие же не понимают, что от них требуют — как танцевать правильно или петь. Детям младше 4 лет следует подавать обучение в виде игры: пропевание простых потешек, стишков, прибауток, коротких песенок.

Культурный уровень детей раннего возраста нельзя назвать ровным. В одной группе детей может оказаться только 2-3 способных творчески воспитанника. Низкий интерес продиктован отсутствия в семье культа музыки. Если малыш проявляет хоть какой-то интерес, его можно познакомить с бубном, ложками, барабаном, губной гармошкой.

Дошкольники 4-5 лет

Дети постарше больше готовы к обучению. Занятия предполагают развитие кругозора, разностороннее мышление. Педагоги предлагают на выбор различные музыкальные стили, игру на разных инструментах: духовые, пианино или фортепиано, гитара. Малыш в состоянии определить ритм, настроение мелодии, угадать музыкальный инструмент.

Родителям следует чаще смотреть концерты, слушать дома музыку от классики до современных композиций. Эффективными являются игры с созданием шумов из различных предметов (стекло, дерево, посуда). Если интерес малыша очевидный, то можно начать индивидуальный занятия с игрой на понравившемся инструменте.

Дети старше 5 лет

дети играют на пианину

Взрослые дети способны сами оценивать круг своих интересов под контролем родителей. Если определен интерес к какому-либо инструменту, необходимо только поощрение. В этом возрасте подходят все виды музыкальной деятельности.

Важно учитывать желание заниматься музыкой, познавать музыкальное искусство. Насилие над личностью не принесет адекватного воздействия. Основная ошибка родителей — искусственный интерес к различным областям знаний для реализации каких-то своих задумок, планов.

Инструменты для занятий музыкой

Типовыми инструментами для образовательных учреждений являются игрушечные имитированные изделия. Именно игрушкам удается наиболее завлечь воспитанников к глубокому изучению музыки. Существуют несколько видов инструментов:

  1. Шумовые. Таким инструментом любят играть с самого раннего возраста, они напоминают погремушки: трещотки, шейкеры, маракасы.
  2. Ударные. Одними из любимых занятий дошкольников является музицирование малышей на бубнах, ксилофонах, металлофонах, барабанах.
  3. Духовые. Воспитанники постарше с удовольствием выдувают музыку из трубы, кларнета, флейты, губной гармошки, дудочки.
  4. Клавишные. Игрушечное пианино или синтезатор — идеальный инструмент для детей любого возраста. Такие инструменты не подходят для профессионального обучения, однако помогают освоить первые азы изучения искусству.
  5. Струнные. Звук у этих инструментов рождается посредством натянутых струн и деревянным резонаторов. Струнные инструменты различают на смычковые, щипковые.

При помощи имитирующих игрушек учатся звукам, особенностям игры на инструментах. Воспитанники с удовольствием участвуют в конкурсах, утренниках, выступлениях.

Популярные методы

В детских садах дети получают достаточно информации: песни под игру на фортепиано, выступления, утренники, песенки и костюмированные игры. Важно проследить интересы, оценить его способности, желания. Существует несколько методов подачи материала:

  1. Визуально-слуховой. Ведущий способ усвоения информации, основанный на исполнении песен самим педагогом или прослушивании записей. Целью считается донести интонацию, настроение мелодии. Наилучшим вариантом является живое исполнение.
  2. Наглядный метод восприятия музыки. Больше прием в обучении музыке, когда во время звучания мелодии ребенку показывают тематические картинки (природа, настроение человека, действия и акты). Интересно играть с детьми в угадывание звучащих инструментов. Иллюстрации развивают фантазию музыкального образа, впечатляют, конкретизирует материал. При этом, недопустимо навязывать детям чужую точку зрения, после нескольких прослушиваний у них создается собственное ощущение мелодии, настроения.
  3. Словесный метод. Универсальный способ подачи музыкальной информации. Воспитатель или педагог учит детей улавливать мелочи, самостоятельно оценить прослушанные мелодии, преподает начальную теорию. Информация обязательно должна быть интересной, а сами занятия не более 10-15 минут. Именно легкий подход обеспечить правильное понимание материала. Словесный метод различается на вступительный (пение, прослушивание содержания) и описательный, когда вместе с педагогом разбирается мелодия, композиция. Именно здесь закладываются азы культурного образования.
  4. Практический. Важный и очень проблемный процесс музыкального образования, помогает определить способности малыша на каждом периоде развития. Основой является достижение определенных навыков путем подражания, исполнения, изучения игры на определенном инструменте простейших композиций.
  5. Игровой. Игры в отношении воспитанников младшего дошкольного возраста – лучший метод подачи информации. Игра помогает усваивать новый и сложный материал. Игра может охватывать сразу один или несколько предметов. Основные приемы: звукоподражание, имитация действий, пение, хороводы, различные игровые ситуации подобно сказочным персонажам. Все это активно воспитывает эмоциональную отзывчивость.

Расширить кругозор помогает посещение кукольного театра, цирковых представлений, городских мероприятий для детей, музыкальный уклон в образовательном учреждении, занятия в театральных студиях.

Важно! Выбор оптимального метода зависит от степени активности воспитанника, возрастных особенностей. На всех этапах работы над музыкальным произведением важно контролировать поведение малыша, активность интереса к происходящему.

Методические принципы

Редкие родители имеют представление о педагогике, поэтому при появлении интереса к музыке попросту нанимают музыкальных руководителей, преподавателей по вокалу или отдают в специализированную школу.

Воспитание и обучение музыке представляет собой трудоемкий комплексный процесс обучения, направленный на воспитание искренней любви детей к музыке без принуждения. Существует ряд общих принципов:

  1. Создание определенных музыкальных эталонов. Если у взрослого вкус и чувство стиля уже сформировано, то малышу еще 3-5 лет трудно определиться с предпочтениями. Главное — правильная и чистая музыка, без агрессивного подтекста. Тексты к песням должны наполнять красотой, радовать.
  2. Развитие способностей к музыке. Такие меры не обязательно воспитывают из детей великих музыкантов или композиторов. Даже если воспитанник не проявляет интереса к игре на каком-либо инструменте, развитие важно для становления полноценной личности. Для этого подойдет регулярное слушание музыки, танцы и пение.
  3. Выбор инструмента для музыкального развития детей. Выбор инструмента – опциональный, основано на личном и искреннем интересе. Если малыш проявляет желание играть, необходимо поощрять такое рвение, помочь ему освоить предмет под руководством опытного наставника.

Занятия должны быть разнообразными, интересными, подаваться в необычной форме. Скучные лекции о пользе и необходимости развития – для родителей.

Обратите внимание! Воспитанник должен понимать, что сам делает свой выбор на основании собственного интереса. Создание благоприятного климата в семье только усиливает желание детей в саморазвитии.

Что могут сделать родители?

Родители могут создать благоприятный климат внутри семьи, особые условия для воспитания творческих навыков, высоких культурных способностей. Трудно требовать от детей уметь рисовать, если краски и карандаши в свободном доступе отсутствуют. Дети должны знать и строение используемого инструмента.

Если малыш не будет слушать музыку и прикасаться к инструментами, то никакого интереса не возникнет. Родители сами могут развивать творческие способности своих детей, давать определенный настрой. Привить желание можно простыми методами:

  • начать игру на каком-либо инструменте при детях, а если нет навыка, можно освоить инструмент вместе (детские музыкальные инструменты есть в каждом детском саду);
  • музыка для совместного прослушивания должна быть качественной (для формирования вкуса не нужно ежедневно включать мелодии Баха или Моцарта, достаточно их частей несколько раз в неделю);
  • чтение книг о жизни музыкантов, подача книжной информации по интересной теме;
  • приобщение по возможности всей семьи к культурной жизни (народные традиции, транцы, семейные обряды и обычаи).

Работа с детьми и их обучение посредством музыки является лишь способом познания мира. Именно творчество помогает человеку развиваться, быть находчивым, честным, душевным. Сегодня все меньше времени для творчества и культурного развития из-за постоянной занятости, поэтому любовь к искусству рекомендуется прививать еще в раннем возрасте.

Интересный материал об особенностях обучения музыкальному искусству:

Детям до 5 лет не следует ставить никаких оценок после занятий в танцевальном или музыкальном кружке, достаточно поощрений. Необходимо дать понять малышу, что он все делает правильно, когда старается.

Марина Федорова

Автор: Марина Федорова

Практикующий врач-акушер, более 10 лет помогаю и сопровождение женщин в родовом процессе. Так-же имеется обширный опыт в классификации, диагностике и терапии заболеваний.

Задать вопрос: